Основные сведения
О подразделении

Кафедра ежегодно выполняет большой объем научных исследований, внедряемых в хозяйстве автоматики и телемеханики ОАО "РЖД" в области цифровой трансформации производственных процессов на основе управления ресурсами, рисками и анализа надежности на всех этапах жизненного цикла объектов транспортной инфраструктуры.

Образовательные программы
  • Специальность 23.05.05 «Системы обеспечения движения поездов» специализация «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте»
  • Специальность 23.05.05 «Системы обеспечения движения поездов» специализация «Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта»
  • Направление подготовки бакалавриата 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» профиль «Оптические системы и сети связи»
  • Направление подготовки бакалавриата 09.03.03 «Прикладная информатика» профиль «Прикладная информатика в информационной сфере»
  • Направление подготовки бакалавриата 27.03.04 «Управление в технических системах» профиль «Цифровые технологии управления и обработки данных»
  • Направление подготовки магистратуры 09.04.03 «Прикладная информатика» направленность «Прикладная информатика в обеспечении безопасности бизнеса»
Преподаваемые дисциплины

Кафедра ведет учебные дисциплины в области информатики и информационных технологий, программирования и систем искусственного интеллекта, систем связи и инфокоммуникационных технологий, эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте, теории надежности, безопасности и управления рисками при эксплуатации технических систем.

Направления научно-исследовательской деятельности
  • Совершенствование систем и технических средств инфраструктуры железнодорожного транспорта
  • Управление ресурсами, рисками, связанными с безопасностью и надежностью объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта
  • Цифровая трансформация производственных процессов в хозяйстве автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» на основе управления ресурсами и рисками на всех этапах жизненного цикла объектов транспортной инфраструктуры.
История

История кафедры началась в 1956 году, когда во Всесоюзном заочном институте инженеров транспорта была создана кафедра "Автоматика, телемеханика и связь". За прошедшие 50 с лишним лет здесь вели активную научную и преподавательскую деятельность крупные специалисты в области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи.

Первые годы кафедрой руководил видный специалист, главный инженер Главного управления сигнализации и связи МПС СССР, кандидат технических наук Борис Сергеевич Рязанцев. Одновременно с Б.С. Рязанцевым на кафедру был приглашен кандидат технических наук, доцент Вячеслав Иванович Щуплов, известный ученый, много сделавший для внедрения на железнодорожном транспорте устройств радиосвязи. Преподаватели, пришедшие на кафедру, имели богатый профессиональный и жизненный опыт, и заложили традиции качественной подготовки студентов-заочников.

В это же время на кафедре начал работать молодой ученый, кандидат технических наук Юрий Павлович Чеботарев, который в дальнейшем связал всю свою жизнь со ВЗИИТом, работая доцентом, а затем и деканом факультета. Юрий Павлович многое сделал для улучшения организации учебного процесса на факультете и заочного образования в целом.

В 1969 году заведующим кафедрой стал кандидат технических наук, доцент Виктор Иванович Ильенков, работавший до этого в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Большая потребность в специалистах по железнодорожной автоматике, телемеханике и связи вызвала увеличение контингента студентов. Штатный состав кафедры достиг 10 человек. Пришла молодая плеяда преподавателей, среди них кандидаты технических наук Виктор Ильич Калабин, Рюрий Андреевич Косилов, Юрий Маркович Резников и другие. Все они нашли свое достойное место и стали опытными педагогами высшей школы.

Ю.М. Резников являлся ведущим в стране специалистом по стрелочным приводам, написал о них несколько раз переиздававшуюся книгу. Р.А. Косилов стал впоследствии крупным ученым, профессором, основным направлением его научной деятельности являлось разработка и внедрение телевизионных систем считывания номеров вагонов.

В 1973 году кафедру возглавил кандидат технических наук, доцент Иван Ермолаевич Дмитренко, один из известных специалистов в области устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Доцент И.Е. Дмитренко, используя свой богатый опыт работы в МИИТе, активизировал научно-исследовательскую работу кафедры, содействовал развитию учебных лабораторий, включая создание лаборатории по диагностике устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, и обеспечил дальнейшее улучшение качества образования студентов, защитил докторскую диссертацию и стал профессором. Под его руководством на кафедре была создана научная школа по техническому диагностированию устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Им подготовлено более двадцати кандидатов и один доктор технических наук, он является автором учебников для вузов, ряда монографий по развитию устройств СЦБ и связи.

Эволюция систем железнодорожной автоматики и телемеханики, развитие новых систем телекоммуникаций, привело к тому, что в неразрывном до этого хозяйстве сигнализации и связи начался процесс реформирования. Существенное методическое разделение специализаций отразилось на программах обучения, что привело к разделению в 1988 году кафедры на две — "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте" и "Транспортная связь".

Заведующим кафедрой "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте" с 1989 по 1994 годы был кандидат технических наук, доцент Виктор Ильич Калабин, а с 1995 по 2000 год — крупный ученый, доктор технических наук, профессор Дмитрий Валерьевич Шалягин. Заведующим кафедрой "Транспортная связь" с 1989 по 2000 год являлся доктор технических наук, профессор Рюрий Андреевич Косилов, с 2001 по 2007 — доктор технических наук, профессор Виктор Михайлович Алексеев. Кафедры продолжали решать общую задачу подготовки инженеров по специальности "Автоматики телемеханика и связь на железнодорожном транспорте", при этом основное внимание преподавателей и руководителей кафедр было сосредоточено на совершенствовании подготовки студентов в соответствии с их специализацией: "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте" и "Системы передачи и распределения информации". В дальнейшем на кафедре "Транспортная связь" было открыто еще две специализации: "Радиотехнические системы железнодорожного транспорта" и "Волоконно-оптические системы передачи и сети связи".

За период с 1995 по 2002 на кафедрах были созданы и в настоящее время успешно функционируют учебные лаборатории: перегонных устройств автоматики, станционных устройств автоматики и диспетчерской централизации, теоретических основ автоматики и телемеханики, электропитающих устройств, специальных измерений и технической диагностики; радиотехнических систем связи, многоканальных систем, цифровых сетей связи и систем коммутации.

Лаборатории оснащены современным оборудованием, измерительными приборами, действующими образцами устройств и макетов. С развитием вычислительной техники лаборатории стали оснащаться персональными компьютерами, современными тренажерами, были созданы кабинеты информационных технологий, разработаны виртуальные лабораторные комплексы.

Качественная подготовка специалистов невозможна без активной научной работы. На кафедре "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте" были организованы две научно-исследовательские лаборатории. В лаборатории "Электропривод" под руководством кандидата технических наук, доцента Е.Ю. Минакова разработаны и внедрены на сети железных дорог автошлагбаумы ПАШ, стрелочные электроприводы серии ВСП принципиально новой конструкции и другие устройства.

В 1995–2001 годах под руководством профессора Д.В. Шалягина на кафедре "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте" успешно функционировала научно-исследовательская лаборатория "Диалог-Транс". К наиболее успешным разработкам ее коллектива можно отнести: автоматизированные системы диспетчерского управления движением поездов "Диалог", системы телеуправления малыми станциями "Диалог-МС", системы релейно-процессорной централизации "Диалог-Ц". Сегодня комплекс микропроцессорных систем телеуправления "Диалог" хорошо известен специалистам и производственникам. Перечисленные системы и устройства широко внедряются на сети железных дорог Российской Федерации и других стран СНГ.

Под непосредственным руководством профессора И.Е. Дмитренко была разработана система автоматического измерения параметров аппаратуры СЦБ "ТЕСТ". Она предназначена для автоматического измерения параметров аппаратуры СЦБ и решения конкретной задачи — оценки пригодности объекта к использованию в реальных условиях его эксплуатации. Система внедрена на ряде дистанций железных дорог и на Камышловском электротехническом заводе. Это научное направление было продолжено профессором В.М. Алексеевым, под руководством которого разработана и внедрена автоматизированная система контроля электронной аппаратуры СЦБ в РТУ, модули стенда типа СКА-2 и ряда других.

До 2007 года две выпускающие кафедры "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте" и "Транспортная связь" готовили студентов по одной специальности — "Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте". 12 ноября 2007 года на базе этих кафедр была образована кафедра "Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь". Заведующим кафедрой стал доктор технических наук, профессор Александр Владимирович Горелик, с 2001 руководивший кафедрой "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте".

В последние годы, в связи с интенсификацией разработок в области информационных технологий и бурным развитием микропроцессорных систем на железных дорогах, существенно возросло внедрение новой техники с использованием аппаратно-программных средств, существенно отличающихся по технологии их обслуживания от традиционных релейно-контактных и электронных систем. В связи с этим, возникла необходимость разработки новых образовательных программ с учетом современных тенденций развития систем автоматики, телемеханики, информационных и телекоммуникационных технологий.

В дальнейшем, в 2014 году с целью укрепления научного и педагогического потенциала кафедры произошло слияние кафедры «Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь» и кафедры «Вычислительная техника» в единую кафедру, которая с 2019 года получила название «Системы управления транспортной инфраструктурой».

На новой объединенной кафедре был сформирован высокопрофессиональный научно-педагогический коллектив. Крупные ученые в области систем управления, связи и информатики д.т.н., проф. Горелик В.Ю., д.т.н., проф. Кнышев И.П., д.т.н., доц. Коптева Л.Г., д.ф.-м.н., с.н.с. Ридель В.В., д.т.н., проф. Сперанский Д.В., д.э.н. Козлова В.П., д.т.н., проф. Завьялов А.М. под руководством заведующего кафедрой (с 2001 года) д.т.н., профессора Горелика А.В. не только передают свои знания и опыт студентам, но и воспитывают новое поколение молодых ученых.

К учебному процессу активно подключаются молодые специалисты, аспиранты кафедры. Педагогическая работа, сочетаемая с эффективными научными исследованиями, способствует повышению качества подготовки специалистов — как студентов, так и научных кадров. Ежегодно на кафедре защищается несколько кандидатских диссертаций. Коллективом кафедры изданы учебники «Устройства железнодорожной автоматики, телемеханики и связи», «Системы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи», «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» (в трех частях), несколько учебных пособий и монографий.

Перед коллективом кафедры стоит, как и раньше, непростая задача: подготовка инженерных кадров по заочной форме обучения без их отрыва от основной деятельности. Это требует особых подходов к формированию учебных планов, содержанию лекционных занятий, постоянному обновлению лабораторной базы с учетом цифровой трансформации транспортной отрасли.