Выпускники программ среднего профессионального образования (СПО) востребованы на российском рынке труда, однако их доля среди соискателей продолжает снижаться, подсчитали в Высшей школе экономики (ВШЭ). С 1 сентября 2022 года в стране стартовал федеральный проект «Профессионалитет», призванный перезагрузить систему СПО. Его задача — подготовка кадров под реальные нужды конкретных работодателей из технологических отраслей. “Ъ” рассказывает о том, как строится совместная работа колледжей и компаний в рамках программы, а также о новых задачах, которые стоят перед участниками.
Российский рынок труда будет находиться под существенным влиянием выпускников СПО — это обусловлено изменением возрастной структуры работников и сокращением абсолютной численности занятых в возрасте до 40 лет. Как указывают эксперты ВШЭ в аналитическом докладе, посвященном результатам трудоустройства выпускников СПО (в его основе — данные о выпускниках 2017–2021 годов), если в 2017–2019-м таких работников насчитывалось 32–34 млн человек, то, по прогнозам, к началу 2030-х их количество снизится как минимум до 25–26 млн человек. При этом именно молодежь традиционно является источником инноваций и новых идей, проводником технологических изменений. «На этом фоне и с учетом определенной инерционности структуры российской экономики нарастающий поток выпускников СПО, выходящих на рынок труда, будет иметь все большее значение. От их стартовой квалификации, общих и профессиональных навыков, способности строить профессиональную карьеру будет в значительной степени зависеть квалификационный потенциал российской промышленности и социальной сферы»,— говорится в докладе.
Вместе с тем эксперты ВШЭ отмечают, что текущее состояние рынка труда выпускников СПО показывает структурные, региональные, отраслевые и квалификационные диспропорции во взаимодействии спроса и предложения труда. Так, неуклонно падает выпуск квалифицированных рабочих: если в 2000 году этот показатель составлял 762,3 тыс. человек, то в 2022-м их насчитывалось только 161,2 тыс. человек. Устойчивый массовый спрос наблюдается максимум по 15 профессиям (сварщик, автомеханик, повар-кондитер и др.), при этом существует дефицит рабочих для нужд таких высокотехнологичных отраслей, как электроника, радиотехника и системы связи и др. Доля официально трудоустроенных выпускников колледжей независимо от уровня квалификации составляет около 40%, а их средняя ежемесячная заработная плата (35,4 тыс. руб.) на треть ниже, чем у выпускников вузов. Примерно 40% работающих выпускников покидают регион обучения для последующего трудоустройства.
Проект перемен
С 1 сентября 2022 года в РФ в пилотном режиме стартовал федеральный проект «Профессионалитет», призванный де-факто перезагрузить систему среднего профобразования. Программа предусматривает создание образовательно-производственных центров (кластеров), представляющих собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики. Совместно с работодателями учебные заведения должны готовить кадры для приоритетных отраслей экономики. «Предприятия заинтересованы в высококвалифицированных выпускниках, обладающих необходимыми компетенциями, поэтому основные образовательные программы согласовываются с заинтересованными работодателями на всех этапах образовательного процесса вплоть до государственной итоговой аттестации, включая демонстрационный экзамен с квалификационными требованиями, заявленными организациями и предприятиями-работодателями»,— говорит замдиректора по УМР подмосковного колледжа «Энергия» Алексей Кириллов. В этом учебном заведении в рамках федерального проекта ведется подготовка по шести наиболее востребованным в машиностроительной отрасли специальностям.
Кроме того, проект предполагает вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями. Трубная металлургическая компания (ТМК) включилась в реализацию проекта на самых ранних этапах. «Интеграция опыта, потребностей и возможностей бизнеса и образовательных учреждений позволяет трансформировать систему подготовки специалистов, сделать ее максимально предметной и направленной на ожидаемый результат»,— отмечает заместитель генерального директора компании по управлению персоналом—директор корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина. Для «Р-Фарм» участие в «Профессионалитете» дает возможность в короткие сроки готовить молодых специалистов в условиях, максимально приближенных к производственным, по программам, соответствующим всем современным требованиям фарминдустрии, указывают в компании. Обучение в тренинг-центре «Р-Фарм» на базе Ярославского промышленно-экономического колледжа им. Пастухова проходит на оборудовании, которым оснащены заводы компании в Ярославской области и за ее пределами, и направлено на получение ребятами исключительно тех навыков, которые будут необходимы в реальной работе, подчеркивают в компании.
Проект предусматривает сокращение до 40% сроков подготовки по большинству основных профессиональных образовательных программ, увеличение практической направленности обучения и подготовку выпускников под конкретные рабочие места. В рамках «Профессионалитета» предполагается трудоустройство не менее 85% выпускников — это в целом соответствует кадровым запросам Московской области, отмечает Алексей Кириллов. «Работа идет в тесной связке с регионами присутствия — компания заинтересована в создании благоприятных условий в городах, где живут семьи работников»,— говорит Елена Позолотина. Так, например, в Волгоградской области программа охватывает около 30 образовательных организаций: вузы, колледжи, техникумы и училища, рассказали в комитете образования, науки и молодежной политики региона. В 2022 году базовыми площадками проекта стали Волжский политехнический техникум и ВолГАУ — здесь созданы образовательно-производственные кластеры по направлениям «Металлургия» и «Сельское хозяйство».
«В рамках ФП "Профессионалитет" в зависимости от специфики региона каждый базовый работодатель—участник кластера может дополнить виды деятельности на свое усмотрение, с максимальным привлечением ресурсов компаний в части территорий, оборудования и прочее, формируя таким образом необходимые профессиональные компетенции выпускника, в том числе его корпоративную культуру»,— говорит директор Волжского политехнического техникума Сергей Саяпин. Директор по управлению персоналом Волжского трубного завода (ВТЗ, входит в состав ТМК) Марк Кравченко указывает, что проект реализуется на основе софинансирования: средства выделяются из федерального и регионального бюджетов, часть средств вкладывает предприятие. В целом ТМК направила на реализацию проекта более 120 млн руб. О распределении средств можно судить на примере ВТЗ. На сегодняшний день общие инвестиции в проект превысили 130 млн руб., из которых 100 млн руб. выделило государство, 15 млн руб.— правительство области, 21 млн руб. направил ВТЗ. Финансирование предприятия направлено на создание качественных условий обучения: обновление материально-технической базы и ремонт помещений Волжского политехнического техникума.
Студенты по программам «Профессионалитета» получают несколько квалификаций в рамках освоения одной профессии. Например, обучающиеся по специальности «специалист по эксплуатации и ремонту сельскохозяйственной техники» получают еще квалификацию механизатора, слесаря по ремонту сельхозтехники, кузнечного дела, рассказывают в компании «Сибагро». Будущие аграрии учатся на высокотехнологичном оборудовании в условиях, максимально приближенных к реальному производству. Компания инвестировала в проект почти 24 млн руб., в том числе 15 млн руб.— на приобретение специализированного учебно-производственного оборудования, 7 млн руб.— на ремонт двух секций общежития, в которых проживают студенты Томского аграрного колледжа, заключившие целевые договоры с «Сибагро». Также учебному заведению были переданы зоотехнические станки, аналогичные тем, которые используются на производстве. «Производственная практика с освоением оборудования, установленного на предприятии, и обучение на действующих на заводе тренажерах позволит ребятам перейти на работу бесшовно: они будут уже знакомы с предприятием, с рабочим местом, задачами и даже наставником, который курирует их адаптацию»,— отмечает Марк Кравченко.
Зоны роста
Федеральный проект «Профессионалитет» стартовал менее года назад, и очевидно, что эта программа еще будет развиваться. «Сегодня мы видим потенциал для того, чтобы сделать образовательные программы более эффективными. По опыту обучения первых потоков мы пересматриваем отдельные моменты, дорабатываем программы — в этом процессе участвуют колледжи, Корпоративный университет ТМК2U и производственные подразделения предприятий»,— рассказывает Марк Кравченко. Так, прорабатывается переход к кейсовой модели обучения, когда студенты в командах решают конкретные производственные задачи. Кроме того, возможно применение и новых форматов обучения: использование виртуальной реальности, онлайн-курсов. Например, в Волжском политехническом техникуме установлены VR-тренажеры основных технологических процессов, студенты могут в виртуальном пространстве совершить обход цехового оборудования, проверить безопасность условий труда. Дальнейшее развитие получает синхронизация образовательного процесса между учебными заведениями в образовательно-производственном центре, созданном в рамках «Профессионалитета», отмечает Алексей Кириллов.
В экспертном докладе «Среднее профессиональное образование в России: шаг в будущее», подготовленном при участи НАФИ, отмечается, что точкой для дальнейшего развития федпроекта станет его расширение за счет включения новых колледжей и производственных предприятий. «Если мы посмотрим на заявки, которые подают регионы, то, к сожалению, обнаружим, что у нас участвует примерно 15% колледжей… потому что, если мы хотим радикально сдвинуть систему, конечно, охвата в 15% этих учреждений недостаточно»,— приводятся в докладе слова проректора ФГАОУВО «Российский университет транспорта» Алексея Овчинникова. Решение этой проблемы становится тем более актуальным, что президент Владимир Путин по итогам послания Федеральному собранию в 2023 году поручил правительству предусмотреть в рамках федпроекта подготовку до 2028 года не менее 1 млн квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена — прежние планы предусматривали подготовку 600 тыс. специалистов к 2024 году. С 1 сентября 2022-го в рамках программы начали обучение 150 тыс. ребят, в проект вошли 71 образовательная организация из 43 регионов и более 200 предприятий. Образовательно-производственные кластеры охватили восемь отраслей (атомная промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, сельское хозяйство, легкая промышленность и фармацевтика). «Истратили на это 7 млрд руб. федерального бюджета, регионы дополнительно направили 1,1 млрд руб., и 1,5 млрд руб. инвестировали работодатели»,— сообщала вице-премьер Татьяна Голикова в марте.
Для выполнения поручения президента предполагается к концу 2026 года создать 861 образовательно-производственный кластер. Уже в сентябре 2023-го в 68 регионах будет создан 201 образовательно-производственный кластер в приоритетных отраслях экономики. 4 мая премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление правительства о расширении перечня образовательно-производственных кластеров, включив в него электронную промышленность и робототехнику — таким образом, «Профессионалитет» охватит уже 24 отрасли экономики. Расширение проекта потребует не только увеличения финансирования, но и более широкого охвата колледжей и работодателей.