На вопросы «Вузовского вестника» отвечает ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), президент Ассоциации вузов транспорта Борис Лёвин.

Борис Алексеевич, какие задачи стоят перед МИИТ в этом учебном году?

— Задачи наши традиционные: сохранить лидирующие позиции в кадровом и научном обеспечении развития транспорта, упрочить престиж вуза на российском и международном уровнях, обеспечить опережающее развитие университета в интересах отрасли и в соответствии с требованиями, предъявляемыми государством к ведущим вузам России.

В то же время этот учебный год для нас особенный: его окончание станет преддверием 120-летия со дня основания вуза. Сами понимаете, что это накладывает особую ответственность на каждого миитовца.

В конце сентября прошёл ежегодный семинар проректоров и руководителей структурных подразделений и филиалов МИИТ. Он определил стратегию дальнейшего развития университета: опережающее развитие, несмотря на внешние вызовы. Это потребует мобилизации внутренних ресурсов, повышения эффективности деятельности всех подразделений и филиалов, диверсификации источников доходов, оптимизации расходов.

В будущее смотрим с обоснованным оптимизмом и при этом рассчитываем, что мобилизация собственных ресурсов будет наконец-то подкреплена государственной поддержкой. Задачи Федеральной целевой программы по развитию образования на 2016–2020 гг. носят межотраслевой характер и направлены на образовательные организации, находящиеся в разной ведомственной подчинённости. Готовы и к реализации уже несколько лет обсуждаемого проекта по созданию на базе МИИТ федерального транспортного университета.

Каковы основные итоги кампании по приёму в университет в этом году?

— Они подтверждают, что МИИТ за последние несколько лет, несмотря на кризисные факторы и демографические проблемы, сохраняет свой престиж и надёжное партнёрство с работодателями.

Средний конкурс остаётся на одном уровне: 9–10 человек на место. Стабильным является итоговое количество принятых в вуз по всем уровням и формам обучения: 14–14,5 тысяч человек.

В то же время мы решили повысить, можно сказать, в экспериментальном плане, среднее значение уровня ЕГЭ с 54,7 до 62 баллов. Сделали это по двум причинам. Во-первых, для того, чтобы поднять планку для поступающих в университет с целью отбора самой талантливой молодёжи, желающей связать судьбу с транспортной отраслью и МИИТ. Во-вторых, обеспечить соответствие итогов деятельности вуза одному из основных показателей эффективности Минобрнауки России.

Отмечу, что наш средний показатель ЕГЭ оказался одним из самых высоких среди технических вузов г. Москвы.

Краткие итоги эксперимента. На программы высшего образования платной формы обучения недобрали в сравнении с 2014 годом 35 процентов. В то же время, контингент студентов-внебюджетников, поступивших на программы СПО, увеличился почти на 30 процентов.

Подобную трансформацию объясняем тем, что для многих потенциальных абитуриентов главным препятствием стал высокий уровень ЕГЭ при поступлении в вуз. Они решили идти к высшему образованию в непрерывном цикле: получить в МИИТ диплом о среднем профессиональном образовании, а затем поступить в рамках университетского комплекса на родственные специальности и направления высшего образования.

Многие абитуриенты, избравшие подобный путь, в конечном итоге получат дипломы МИИТ о высшем образовании.

Тех же, кто не соответствовал миитовскому уровню ЕГЭ, мы направляли в другие вузы транспорта г. Москвы (МАДИ, МГТУГА, МГАВТ). Их набралось более 700 человек.

Организованно и в большом количестве это было сделано впервые. В итоге получили двойную благодарность: от вузов-партнёров за помощь при наборе и от их новоиспечённых первокурсников, изначально желающих связать жизнь с транспортом. Видим в этом и первый шаг к объединению, созданию единого транспортного университета.

Сейчас анализируем итоги эксперимента для того, чтобы сформировать «приёмную политику» на будущий год. Она будет определяться тремя (по степени важности) факторами: потребностями и интересами отрасли, необходимостью соответствовать федеральным критериям эффективности, экономическими интересами вуза.

Как Вы сотрудничаете с Департаментом образования города Москвы?

— Об этом сотрудничестве в рамках выделяемых вузу субсидий «Вузовский вестник» уже писал. Ещё одно очень перспективное направление — участие МИИТ в проекте Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы», реализуемом в столице третий учебный год.

В сентябре МИИТ дал старт этому городскому проекту в 2015–2016 учебном году.

Стартовой площадкой наш вуз выбран неслучайно: в прошлом году в рамках проекта университет охватил более 1500 учащихся московских школ и колледжей. Программа миитовских университетских суббот была весьма разнообразной: лекции, практические занятия, экскурсии, в том числе на производственные объекты.

В наступившем учебном году в проведении «Университетских суббот» активное участие примет стратегический партнёр вуза — Московская железная дорога. Всего будет проведено более 40 мероприятий — от знакомства с достижениями науки и техники до обсуждения актуальных проблем в самых различных сферах деятельности государства и отрасли.

Московские школьники получат уникальную возможность подробно ознакомиться с деятельностью всех институтов и академий ведущего вуза транспорта, побывать в его аудиториях, учебно-научных центрах, лабораториях и, разумеется, получить подробную информацию о деятельности одного из крупнейших транспортных предприятий России — Московской железной дороги.

Участие в этом проекте рассматриваем как составную часть деятельности Московского Правительства в области профориентации молодёжи. При этом рассчитываем, что многие участники «Университетских суббот» в ближайшее время войдут в наши аудитории уже не как гости, а как студенты-первокурсники.

Как в главном вузе путей сообщения Вам видится развитие железнодорожного образования?

— Уверен, что оно останется основой кадрового обеспечения и научного сопровождения стратегически важной для государства отрасли. Гарантией этому — высокий научно-педагогический потенциал вузов и история транспортного образования.

Об исторических уроках надо напомнить. Реформа отраслевой высшей школы в 1918 году «выхватила» на десять лет из состава НКПС отраслевые вузы. Их передали Наркомпросу. Когда всё вернулось на круги своя, осознали, что инженер путей сообщения и инженер общего профиля — это, как говорится, «две большие разницы».

Однако зуд реформ не утихал. Ещё через десять лет подготовку инженеров-технологов и инженеров-конструкторов для транспортной отрасли передали от отраслевых вузов вузам общего машиностроения.

Последствия этого шага особенно остро ощущаем в наши дни, нехватка квалифицированных специалистов привела к тому, что в больших объёмах стали закупать за рубежом новую технику и технологии. Смею предположить, что, если бы не данное решение, было бы намного меньше проблем с импортозамещением в отрасли.

Уместно напомнить, что в этом году по инициативе Минтранса России на базе МИИТ создан отраслевой научный центр импортозамещающих технологий на транспорте.

Надеемся, что скоро многие откажутся, наконец, от словесного клише «непрофильные специальности» применительно к вузам транспорта.

У нас нет непрофильных специальностей и направлений, все они создавались по инициативе предприятий-партнёров. Мы готовим специалистов в областях экономики, финансов, права, таможенного дела, сервиса и туризма, менеджмента и т. д. с чёткой ориентацией на запросы отрасли.

Уже несколько лет Минобрнауки России не выделяет вузам транспорта бюджетные места на подготовку специалистов гуманитарного и юридического профиля. В этом году отказной процесс получил развитие: существенно сократилось число бюджетных мест, выделенных на направления высшего образования «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Сервис», несмотря на соответствующие заявки на целевую подготовку со стороны ОАО «РЖД» и других государственных компаний.

А по итогам конкурса, проводимого Министерством образования и науки РФ по установлению контрольных цифр приёма на 2016 год, на указанные направления отраслевым вузам вообще не выделено бюджетных мест. Надеемся, что при поддержке Минтранса России, законодательных органов, партнёров бюджетный приём на указанные направления будет восстановлен.

Будем также просить Минобрнауки России открыть такую востребованную отраслью специальность, как «Инженер-экономист», и направления «Транспортное право», «Международное транспортное право».

Рассчитываем и на то, что бизнес в ближайшее время сформирует перспективный заказ на целевую подготовку в отраслевых вузах специалистов финансово-экономического и юридического профиля на внебюджетной основе.

Могли бы Вы высказать свою точку зрения на процесс оптимизации, идущий сейчас в российских вузах?

— Напомню, что оптимизация интегрированных университетских и академических комплексов Минтранса России началась с 2009 года, то есть за несколько лет до того, как Минобрнауки России провозгласил курс на такую оптимизацию.

Как идёт процесс оптимизации в транспортной отрасли, можно проследить на примере МИИТ: за неполные шесть лет количество филиальных и представительских структур вуза сократилось с 54 до 22. Мы намерены и в дальнейшем оптимизировать структуру крупнейшего вуза транспорта России.

Но мы за оптимизацию, которая основана на принципе «прежде всего не навреди», а не на плановых показателях.

У нас есть несколько филиалов высшего образования с неполным циклом обучения, после третьего курса студенты едут продолжать образование в головной вуз, чтобы потом вернуться в регион. Подобные филиалы никак не вписываются в федеральные критерии эффективности: нет у них материально-технической базы, сравнимой с Москвой, должных объёмов науки и т. п. По «плану» Минобрнауки России такой филиал надо закрывать, а это значит обескровить в кадровом плане железнодорожные предприятия ведущих регионов.

Поэтому мы за разумную и обоснованную оптимизацию. Малодеятельные подразделения можно закрывать без ущерба для интересов отрасли. Можно объединять в регионах филиалы вузов различных видов транспорта, присоединять филиалы вузов одного вида транспорта к головным транспортным университетам региона. Весьма актуальным для кадрового обеспечения взаимодействия различных видов транспорта является вопрос создания общетранспортных региональных и федерального университетов.

Источник: Газета «Вузовский вестник», № 20