Игорь Балашов представляет, пожалуй, самую железнодорожную специальность. Он путеец и этому делу посвятил 36 лет своей жизни. С высоты седьмого десятка об этой самой жизни ему есть о чём поразмышлять и вспомнить.

Любой журналист позавидовал бы такому интервью. Игорь Балашов – человек интересный, дружелюбный и разговорчивый. Сразу видно: душа компании и коллектива. И пошутит, и совет даст. Располагающих вот так сразу к себе людей на железной дороге, открою вам секрет, встретишь не очень часто. А Игорь Анатольевич из таких. Его жизнь, как открытая книга. Возьми любую страницу биографии, обо всём поведает. Да с такими эмоциями, сравнениями и эпитетами. Хочется снова перечитать.

Наш разговор по душам начинается с рассказа об Анатолии Семёновиче Балашове. Неспроста. Отец моего собеседника – фронтовик, участник боёв на Курской дуге, пользуется безграничным уважением и почётом у всего семейства Балашовых.

– Папа не любил рассказывать о войне. Представьте себе, в 14 лет с другом отправился из Орехово-Зуево в Орёл за хлебом, попал на линию фронта и остался там, – вспоминает Игорь Анатольевич. – По таким поступкам можно сделать только один вывод: стране было крайне тяжело, и война затягивала даже детей, быстро делая их взрослыми.

Не то, чтобы во всём Балашов-младший стремился походить на своего отца, однако любовь к труду и усердие он точно от него унаследовал. После окончания школы Игорь Анатольевич принимает решение поступать в МИИТ. Совершенно случайно. Просто транспортный вуз в то время являлся одним из немногих, предлагавших студентам возможность размещения в общежитии. Учёбу в альма-матер Балашов до сих пор вспоминает с упоением, особенно лекции по железнодорожному полотну в исполнении профессора Валентина Виноградова, ныне первого проректора вуза.

– Только когда теорию подкрепляешь практикой, становишься настоящим железнодорожником. Мне повезло в этом смысле. Каждый год я участвовал в стройотрядах, был бойцом, бригадиром и мастером. Поэтому на производство – в Ореховскую дистанцию пути – пришёл готовым специалистом, – продолжает собеседник.

Впрочем, в первые годы захлестнула с головой Балашова не только работа, но и любовь. На родном предприятии, как это часто случается на стальной магистрали, он встретил свою судьбу. В феврале 1982 года с Галиной Викторовной познакомился, в мае сделал ей предложение, в августе сыграли свадьбу. Вот уже 35 лет пара вместе, вырастили двоих детей. Кстати, сын и дочь решили идти по стопам родителей, тоже стали железнодорожниками. Недавно на свет появился внук Иван.

Если говорить о карьере, то она у Игоря Анатольевича развивалась по синусоиде. Случались взлёты и падения, полосы белые и полосы чёрные. Такова жизнь, к которой Балашов привык относиться философски. Ясно одно: в глазах коллег он – настоящий профессионал, к его советам прислушиваются.

Вот уже несколько лет он является ревизором по безопасности движения поездов службы пути Московской дирекции инфраструктуры. В 2016 году его профессионализм был отмечен на уровне руководства дороги. Балашову торжественно вручили часы начальника МЖД Владимира Молдавера.

– Для того чтобы обеспечить чёткое функционирование путевого комплекса, необходимо выполнение профилактических мероприятий. Их организуют и проводят ревизоры для того, чтобы выявленные недочёты вовремя устранялись и не стали причиной событий.

Поэтому старюсь всегда быть доступным и открытым с коллегами. Консультирую не только на линии, но и по телефону. Как ни крути, а опыт у меня большой – 36 лет на дороге. Как говорится, большую часть времени мы зарабатываем авторитет, чтобы потом этот авторитет работал на нас.

Говорить афоризмами вообще в стиле Балашова. У него что ни фраза, то цитата из кинофильма или стихотворения. Сразу видно, одними лишь рельсами и шпалами его деятельность на магистрали не ограничивается. Игоря Анатольевича многие знают как хорошего организатора спортивных соревнований. В дирекции даже говорят: «Если за дело берётся Балашов, жди результата».

– У человека, помимо работы, обязательно должно быть увлечение. Я с детства занимался футболом, в своё время даже довелось выступать за ветеранскую сборную министерства путей сообщения, – с гордостью произносит железнодорожник. – Везде, где бы я ни работал, старался культивировать этот вид спорта. Мы играли участок на участок, дистанция на дистанцию. Самое главное, людям это нравилось. Спорт на железной дороге развивали неспроста. Отрасли нужны здоровые, крепкие, психологически устойчивые работники. Кроме того, командные игры формируют «чувство локтя». Ты понимаешь, тот, кто играет с тобой на одном поле, не подведёт и в трудных ситуациях на производстве.

Организаторские способности Балашова не остались без внимания высокого руководства. В 2006 году за активную культурно-массовую деятельность он был отмечен благодарностью от министерства транспорта РФ.

– Семья, работа, спорт – вот «три кита» моей жизни. Недавно я отметил юбилей. Мне 60. То есть обязательную программу я выполнил, стал пенсионером. Теперь произвольная, – снова шутит Балашов. – Хочу, чтобы у детей всё сложилось хорошо. Чтобы дорога процветала. Чтобы взаимоотношения между людьми складывались просто. Ведь счастье – это когда тебя понимают.

Текст, фото: Наталья Щевелева


Источник: Газета «Московский железнодорожник», № 44