Внедрение новых технологий меняет содержание образовательных программ и форматы подготовки персонала.

Работодатели нуждаются в специалистах будущего – профессионалах, способных работать с новейшей техникой и ориентироваться в быстро меняющейся среде. Поэтому учебные заведения и образовательные программы должны оперативно отвечать требованиям производства и времени.

По информации Департамента управления персоналом ОАО «РЖД», численность работников холдинга «РЖД» составляет 982 тыс. человек, из них 746 тыс. трудятся в ОАО «РЖД». Ежегодно в компанию приходят около 60 тыс. работников, в том числе 8 тыс. целевиков из отраслевых учебных заведений. Целевики ОАО «РЖД» составляют более 70% учащихся железнодорожных вузов, и все они трудоустраиваются на те предприятия, которые дали им направление на обучение.

Сегодня каждый третий работник компании имеет высшее образование. Но время бросает новые вызовы, отвечать на которые могут специалисты, получившие самые современные знания и овладевшие новейшими технологиями.

По словам первого проректора Российского университета транспорта (МИИТ) Валентина Виноградова, сегодня востребованы такие специальности, как «строительство», «эксплуатация и развитие ВСМ», «транспортное освоение арктических территорий», «транспортная логистика», «безопасность и экология», «информационные технологии», «мультимодальные перевозки», «цифровое моделирование транспортных систем», «цифровая экономика».

«Сегодня для этих специальностей нет образовательных стандартов, поэтому обучать студентов по ним пока невозможно. Между тем мы видим необходимость в них, поэтому будем обсуждать это с Минобрнауки», – пояснил Валентин Виноградов.

В фокусе внимания и среднее профессиональное образование (СПО).

По словам представителя Минобрнауки Ирины Файзулиной, содержание СПО обновляется. На основе профстандартов завершается актуализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в том числе по профессиям и специальностям для железнодорожного транспорта. Их внедрение начнётся с 1 сентября 2018 года. «Определены требования к кадрам, учебной базе, появилась новая форма государственной итоговой аттестации – демонстрационный экзамен», – пояснила Ирина Файзулина.

К концу 2018 года будет сформирован проект актуализированного перечня профессий и специальностей СПО. «Из 600 профессий и специальностей среднего профобразования более трёх лет не ведётся приём почти по 100. Они устарели и не востребованы, – говорит представитель Минобразования. – В то же время уже появились специальности, связанные с аддитивными технологиями, управлением беспилотниками. На очереди – новые цифровые компетенции. Кроме того, ряд сложных высокотехнологичных специальностей перейдёт из категории СПО в прикладной бакалавриат. Очень важно, чтобы в обсуждении нового перечня участвовали в том числе работодатели».

Доля работников со средним профобразованием в компании – 27,5%. Рабочие с неоконченным образованием или вовсе без него составляют 41%. По словам президента Ассоциации колледжей и техникумов транспорта, директора Института прикладных технологий РУТ (МИИТ) Николая Разинкина, потребность в квалифицированных кадрах на транспорте неизменно высока и ведущая роль в повышении интереса молодёжи к рабочим специальностям отводится работодателю.

«В МИИТе сохранилась система распределения выпускников. К нам приезжают кадровики транспортных предприятий. Мы предоставляем характеристики на каждого учащегося. Студенты, со своей стороны, узнают об условиях труда, льготах. К сожалению, во многих учебных заведениях такая практика забыта», – говорит Николай Разинкин.

В топ-50 – списке наиболее востребованных на рынке труда специальностей СПО, сформированном Минтрудом в 2015 году, – есть профессии косметолога, робототехника, оператора беспилотных летательных аппаратов, но нет ни одной железнодорожной.

«Этот вопрос нужно совместно решать учебным заведениям и их учредителям. Попадание в топ-50 привлечёт абитуриентов в отраслевые колледжи и техникумы», – уверена директор Учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте Ольга Старых.

Работодатель, ориентированный на развитие компании, не останавливается на подборе подходящих кадров, уделяя пристальное внимание постоянному повышению квалификации своих сотрудников.

В 2018 году перед ОАО «РЖД» стоит задача внедрить электронную систему планирования обучения работников, организовать централизованное обучение специалистов по вопросам охраны труда, пожарной безопасности.

«Руководители будут развивать управленческие навыки на базе Корпоративного университета РЖД, где пройдёт обучение второй группы стратегического резерва, будет внедрён индивидуальный формат развития этих руководителей стратегического резерва с помощью индивидуального плана развития (ИПР), ключевых показателей эффективности для оценки результатов обучения управленцев», – рассказал первый заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Николай Захаров.

В компании продолжается внедрение профессиональных стандартов, на основе которых совершенствуются и образовательные программы. Как рассказал начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Владимир Никитин, на сегодня утверждены 55 профстандартов, специфичных для железнодорожного транспорта, в том числе для новых профессий, к примеру, «машинист-оператор» – когда работник управляет локомотивом дистанционно, ещё три профстандарта на подходе. До 2020 года будет завершена разработка всех стандартов, специфичных для организаций железнодорожного транспорта.

Совершенствования требует не только содержание образовательных программ, но и форматы обучения. В январе 2017 года Минобрнауки утвердило перечень профессий и специальностей СПО, которым нельзя обучать дистанционно. Среди них, в частности, электромонтёр устройств сигнализации, централизации, блокировки, наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов, проводник, осмотрщик вагонов, слесарь по ремонту подвижного состава.

Для высшего образования аналогичного перечня нет. В каждом ФГОСе высшего образования указано, что «при реализации программ специалитета организации вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии». Но вся тренажёрная база в таком случае должна быть заменена виртуальными аналогами. Отраслевые учебные заведения сегодня не располагают такой возможностью. Поэтому пока удалённые технологии обучения развиваются в основном на нетехнических направлениях. Такую возможность имеют студенты Юридического института и Института экономики и финансов РУТ (МИИТ).

В компании же дистанционное обучение работников применяется с 2004 года – при технической учёбе, повышении квалификации, при оценке корпоративных компетенций, анкетировании и опросах.

Система дистанционного обучения (СДО) ОАО «РЖД» обеспечивает круглосуточный доступ пользователей к электронным ресурсам, контролирует процесс, поддерживает выполнение практических заданий в реальной среде и работу с симуляторами, тестирует пользователей, формирует отчёты. К СДО подключены более 20 дирекций и филиалов холдинга «РЖД», зарегистрированы порядка 500 тыс. сотрудников. В 2017 году обучение в системе прошли свыше 54 тыс. работников.

«Под каждый электронный курс создаётся учебное мероприятие, которое обладает рядом параметров, таких как специальность, подспециализация, требования к стажу работника, региональная особенность. С помощью образовательного портала пользователи имеют возможность получать доступ к дополнительным информационным материалам», – пояснил начальник Учебного центра ГВЦ ОАО «РЖД» Денис Сосин.

Дистанционные технологии активно применяет в своей работе Корпоративный университет РЖД. «Направление дистанционного обучения меняется очень быстрыми темпами. На смену классическим форматам в виде тестов и электронных книг уже пришли вебинары, не за горами активное внедрение в образовательный процесс дополненной реальности. Важно учитывать эти изменения и успевать за ними», – уверен директор Корпоративного университета РЖД Роман Баскин.

Юлия Соловьёва


Источник: Газета «Гудок», № 79