17 апреля на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» представили навигатор для поступающих в российские колледжи в 2023 году. Агентство составляет его с 2012 года.

В этом году в проект вошли 1386 организаций и отделений среднего профобразования (СПО) при вузах из 67 регионов России. Навигатор — не только ресурс с информацией о разных образовательных учреждениях, но и полноценное исследование. В нём отслеживают конкурсные баллы, необходимые для поступления, конкурс в разных учебных заведениях, изменения в стоимости обучения и другие детали.

Каков проходной балл для поступления в колледж

В 2022 году самый высокий средний балл по аттестату, с которым принимали на бюджет, составил 4,99 на направлении «Юриспруденция» в Многопрофильном колледже Пензенского государственного университета. Руководитель проекта «Социальный навигатор» медиагруппы «Россия сегодня» Наталья Тюрина отметила, что в сравнении с предыдущей приёмной кампанией снизилось число учебных заведений, в которые будущие юристы могли поступить только с пятёркой. Она объяснила это ростом числа поступающих в колледжи. Проще говоря, бюджетных мест стало больше, и у большего количества ребят появляется возможность учиться в системе СПО, а значит, и попасть туда теперь можно с чуть меньшими баллами.

В топ-3 укрупнённых групп профессий с самыми высокими проходными баллами по аттестату также вошли «Техника и технологии наземного транспорта» с показателем 4,97 и«Образование и педагогические науки» с показателем 4,96. В каких именно колледжах требовались такие баллы, Наталья Тюрина не уточнила.

Что касается самого низкого среднего балла по аттестату, известно, что некоторые учебные заведения принимали троечников. Например, такие показатели зафиксировали в Курсавском региональном колледже «Интеграл» в Ставропольском крае и Ковровском промышленно-гуманитарном колледже Владимирской области.

Отмечается, что самыми распространёнными в российских колледжах (то есть они есть во многих учебных заведениях) стали программы по следующим направлениям:

  • «Сервис и туризм»;
  • «Техника и технологии наземного транспорта»;
  • «Машиностроение»;
  • «Экономика и управление»;
  • «Информатика и вычислительная техника»;
  • «Техника и технологии строительства»;
  • «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»;
  • «Электро- и теплоэнергетика».
  • «Юриспруденция»;
  • «Образование и педагогические науки».

...

Какую роль колледжи играют в системе высшего образования

Проректор Российского университета транспорта Алексей Овчинников отметил, что блок СПО, который существует при вузах, имеет существенное значение. По его словам, в учебных заведениях при различных министерствах на программах колледжей есть около 300 тысяч бюджетных мест. А если прибавить к ним ещё и платные, то получается почти 500 тысяч. То есть студенты СПО составляют около 15% от всех учащихся внутри вузовской системы. В таких отраслях, как транспорт, эта доля ещё выше — около 40%.

По мнению Алексея Овчинникова, у системы СПО в рамках вузов есть интересные перспективы развития. Он напомнил, что сейчас активно обсуждается реформа системы высшего образования, связанная с выходом из Болонского процесса, а также трансформируется система профобразования — прежде всего благодаря развитию проекта «Профессионалитет». Более того, он полагает, что в рамках обсуждаемой модели «2+2+2» «Профессионалитет» мог бы стать первой ступенью. Следующие два года могли бы быть представлены в виде прикладного бакалавриата, а последние два — в виде ещё какой-то программы подготовки.

Источник: Skillbox Media