С начала 2023 года в Курске поэтапно меняются маршруты, подвижной состав, система оплаты проезда и другие элементы системы городского транспорта. Августовскими изменениями процесс не заканчивается. До конца года город ожидает получение новых автобусов и электробусов и продолжит корректировку маршрутов. Продолжится работа и над инфраструктурой электротранспорта. Тем временем уже реализованные планы оценили эксперты транспортного сообщества.
Этап шестой: что планируется на сентябрь?
В сентябре планируется выход перевозчиков на новой технике по брутто-контрактам на оставшиеся маршруты новой маршрутной сети — №№ 10М, 15М, 18Г, 22Г, 42М, 59Г, 81М, 93М, 94Г, 98Г.
Также Минтранс Курской области сообщил, что маршрут № 26П в сентябре будет продлён от 2-й Орловской ул. до остановки «ул. Понизовка» для возможности пересадки на маршрут № 44Г;
Постановлением Администрации Курской области от 26.07.2023 № 825-пп уточнены некоторые осенние планы:
вместо планировавшегося маршрута № 97М «Перинатальный центр — Перинатальный центр» с 1 сентября теперь готовятся открыть маршрут № 80М «Областной перинатальный центр — Железнодорожный вокзал» (обслуживание 10 автобусами среднего класса);
с 1 сентября сеть должна дополниться ещё одним «магистральным» маршрутом № 75М «Онкологический центр — 3-я Агрегатная ул.» (8 автобусов большого класса).
В то же время аукционы на обслуживание маршрутов с 1 сентября пока не объявлены, а губернатором региона ранее сообщено, что до конца года маршрутная сеть будет работать в тестовом режиме. Поэтому не исключено изменение этих планов.
Электробусы: необходимое или вынужденное новшество?
Ближе к концу года в Курске рассчитывают открыть маршрут для электробусов.
Курская область стала одним из регионов, решившихся развивать и модернизировать системы городского электротранспорта на условиях государственно-частного партнёрства. При этом пришлось заниматься не только трамвайной сетью, а поддержку модернизации троллейбусной сети — пытаться искать в других источниках.
16 декабря 2021 года Правительство РФ приняло постановление № 2316, позволившее регионам получить бюджетные кредиты на проекты, связанные с комплексным развитием городского электротранспорта.
В апреле 2022 года Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов от 15.04.2022 № 6 определён перечень из 10 городов для реализации при участии госкорпорации ВЭБ.РФ проектов обновления и развития инфраструктуры городского электрического транспорта (трамваи и электробусы). Одобрение получила и заявка Курской области.
В дальнейшем в прошлом году были подписаны концессионные соглашения, направленные на модернизацию и развитие трамвайной инфраструктуры 10 городов, включая Курск. Практически у всех регионов возникли сложности с финансированием проектов.
В марте 2023 года Минтранс России объявил приём заявок на субсидирование финансовых обязательств регионов — средств на выплату концессионерам капитальных грантов. На эти деньги в первые годы действия концессий должны строиться и модернизироваться трамвайные линии, а также закупаться новые трамвайные вагоны. Минтранс обозначил условие: немалые для регионов средства на обновления трамвайной инфраструктуры можно получить, только обозначив свою потребность во внедрении электробусов с ультрабыстрыми зарядками. Куряне, как и представители других регионов, от электробусной «нагрузки» на таких условиях не отказались.
31 марта 2023 года Правительством России подписано распоряжение № 798-р. Минтрансу России для межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации проектов по комплексному развитию городского наземного электрического транспорта выделено 86,5 млрд руб.
Курская область смогла получить необходимые ей деньги для реализации самого «миниатюрного» инфраструктурного проекта из всей десятки регионов-участников. Минтранс России выделит на его реализацию 4,198 млрд руб.: на 2023 год запланировано 2,21 млрд, а на 2024 — 1,988 млрд руб.
В феврале руководство Курской области озвучило планы по приобретению 10 электробусов и трёх зарядных станций. Также было озвучено, что на линию планируется выпускать семь из них, а остальные держать в резерве.
Постановлением Администрации Курска от 29.03.2023 № 374-ПП в ДПРП внесены изменения, предусматривающие открытие с 1 декабря 2023 года маршрута электробуса № 7Э «Московская пл. — Онкологический центр» протяжённостью 37,9 км с обслуживанием семью машинами. Трасса электробусного маршрута, пролегающая по ул. Радищева, ул. Урицкого, Красной пл., ул. Сонина, ул. Александра Невского, ул. Красной Армии, ул. Энгельса, пл. Дзержинского, ул. Энгельса, просп. Кулакова, Магистральной ул., Магистральному пр., ул. Елисеева. Трасса маршрута практически полностью дублирует троллейбусный маршрут № 7 «Московская пл. — Авиацентр», отличаясь от него последним перегоном от Петринского поворота до Авиацентра. С учётом существующего выпуска на маршрут № 7 в размере четырёх троллейбусов это может означать полный отказ от работы троллейбусов на этом направлении по мере поступления новой техники.
Первый аукцион на поставку электробусов был объявлен в апреле, но вскоре отменён. 27 апреля конкурсная процедура была объявлена заново с окончанием подачи документов претендентами 15 мая. Единственная заявка поступила от зарегистрированного в Дзержинске Нижегородской области компании «Автотехкомплект», предложившей курянам электробусы КАМАЗ-6282. Техника должна прибыть в троллейбусное депо «Курскэлектротранса» на Кавказской ул., 41 до 15 октября этого года.
26 мая ГУП «Курскэлектротранс» подписан контракт стоимостью 478,77 млн руб. на поставку 10 электробусов (47,877 млн руб. за машину). Закупаемые электробусы рассчитаны на 10 лет службы (или 800 тыс. км пробега). Плановые сроки поставки техники позволяют начать работу их с декабря на маршруте № 7Э после её обкатки и подготовки водителей. Зарядная инфраструктура тоже готовится.
4 мая ГУП «Курскэлектротранс» объявлена закупка зарядных станций на сумму 80,54 млн руб. Единственным участником закупки стало АО «Ситроникс». Станции требуется поставить до 15 октября. В комплект поставки входят две УБЗС «городского» исполнения с выполнением строительно-монтажных и пусконаладочных работ, а также сервисного обслуживания по цене 21,69 млн руб. за единицу продукции. Кроме того, будет поставлена и смонтирована одна УБЗС «паркового» типа стоимостью 37,16 млн руб.
Использование электробусов на маршруте, почти полностью проходящем под проводами, вместо троллейбусов с увеличенным автономным ходом — не лучшее решение. Однако основные автобусные направления уже законтрактованы или вот-вот будут законтрактованы на ближайшие пять-семь лет. Субсидия на приобретение электробусов и зарядных станций от Минтранса России составляет около 95-96% от суммы покупки. На приобретение троллейбусов аналогичных действующих мер федеральной поддержки пока не предусмотрено.
За один день крайне сложно заменить почти автобусный парк областного центра. Но если не ставить себе таких целей, то можно не успеть сделать этого и за год. Важным достижением транспортной реформы Курска, помимо упорядочения хаотично разросшейся маршрутной сети, является желание сохранить всю инфраструктуру электротранспорта — даже ту, для модернизации которой пока не хватает средств. Собственно, не торопиться переводить поголовно на автобусы все городские перевозки призывает регионы и Минтранс России. Как показывают события последних лет, помощи можно дождаться, особенно если сидеть не сложа руки, а готовиться к ней, строя планы на будущее и наводя порядок в существующей транспортной системе.
Мнение эксперта: Владимир Пащенко
Владимир Пащенко, руководитель Центра развития городских транспортных систем Академии интеллектуальных транспортных систем в Российском университете транспорта (РУТ (МИИТ)):
— Четыре года назад общественный транспорт Курска создавал довольно привычное для российских городов впечатление — деградировавший до уровня маршруток автобусный транспорт, мумифицированный электротранспорт и полное отсутствие перспектив развития. Не позавидуешь новому губернатору и его команде, которым сейчас приходится разгребать завалы, собиравшиеся четверть века.
И Курск является хорошим примером того, что в основе транспортных реформ в городах всегда лежит политическая воля первых лиц региона. Слабым местом проводимых в Курске преобразований стало то, что наводить порядок приходится одновременно со всеми видами транспорта и в короткие сроки. В таких условиях не обойтись без ошибок, но мы наблюдаем, как работает команда курских управленцев, и видим, что они считывают обратную связь, не отворачиваются от конструктивной критики и намерены довести всё задуманное до конца.
Положительным моментом курской транспортной реформы является не только то, что маршрутка как экономическая модель отправляется на свалку истории. Важно, что власти приняли решение сохранить трамвай и троллейбус и дать им импульс развития. Особенно впечатляет то, что почти разорённое трамвайное сообщение решено сохранить и модернизировать часть уцелевшей системы.
Ограниченность ресурсов и необходимость решать все проблемы одновременно привели к тому, что не вся трамвайная система в Курске сегодня модернизируется, и максимальную эффективность трамвая на данном этапе достичь не получится. Но подчеркну, что, если в последующие годы вектор преобразований не изменится и трамвайная система будет продолжать модернизироваться, мы увидим отличную систему — удобную и эффективную. Знаю, что уже есть планы по модернизации трамвайной линии до микрорайона Волокно, есть и планы по возвращению трамвая на улицы Ленина и Дзержинского, что можно только приветствовать.
Первые результаты курской транспортной реформы будут видны к концу следующего года, а пока мы будем внимательно наблюдать и надеяться, что ничто не помешает сделать курский общественный транспорт нестыдной частью города.