На V Конгрессе молодых учёных прошла лекция первого заместителя Министра транспорта РФ Константина Пашкова, посвящённая зарождению и развитию отечественного инженерного образования. Первый замминистра рассказал, какой исторический след оставила Российская инженерная школа и какую роль продолжает играть в современном мире.
Начиная доклад, лектор подробно остановился на личности Первого ректора Института Корпуса инженеров путей сообщения, сегодня известного как Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Августина Бетанкура. Он внёс большой вклад в развитие отечественного транспорта и инфраструктуры: дорог, каналов, мостов и портов, а также в инженерное образование. Бетанкур мечтал создать всеобъемлющую сеть каналов и дорог, соединяющих Балтику с Чёрным морем и Урал с центром страны, стремился внедрить паровые машины в различные сферы экономики — от фабрик и шахт до транспорта и строительства.
Созданный им Корпус инженеров путей сообщения стал первой специализированной инженерной школой России, сочетавшей военную дисциплину с техническим образованием и практическим применением.
Сегодня, в условиях глобальной конкуренции и геополитических изменений развитие инженерного образования является важнейшим приоритетом для страны. «Отечественные инженеры всегда с честью отвечали на вызовы времени, и, я уверен, сегодня тоже решат задачи, которые стоят перед нами», — подчеркнул Константин Пашков.
Первый замминистра отметил, что сейчас в России возрождается транспортное образование с акцентом на передовые технологии и устойчивость. Каждый шестой студент страны выбирает транспортные специальности. В отраслевой системе действуют 19 вузов и 86 филиалов по всей стране, обучая около 500 тысяч человек. К знаковым проектам относятся:
- «Инженерные классы» — возможность для школьников погрузиться в технологическую среду и определиться с выбором будущей профессии, участь в оборудованных классах с цифровыми лабораториями, геодезическими приборами, нанотехнологическими комплексами и 3D-моделированием
- 89 новых учебных программ в передовых инженерных школах
- подготовка специалистов по специальностям будущего — эксплуатация беспилотных авиационных систем, автономное судовождение
Российский университет транспорта выступает системообразующим вузом, лидирующим в подготовке инженеров для высокоскоростных магистралей, логистики и умных транспортных систем.
«Концепция научно-технологического развития — сегодня основной документ, в котором прописаны основные задачи, которые стоят перед нами, —сказал Константин Пашков, завершая выступление. — Это высокоскоростное железнодорожное сообщение и вызовы высоких скоростей, транспортная безопасность, автономные беспилотные транспортные средства, цифровизация и интеллектуальные транспортные системы, создание трансарктического транспортного коридора. Это быстровозводимая, эффективная, экономичная, долговечная транспортная инфраструктура, новые транспортные средства и системы, новая логистика и международные транспортные коридоры и единое научно-технологическое пространство транспорта».







