Основные сведения
О подразделении

На чем специализируется кафедра, в чем состоит ее научно-исследовательский интерес.

  • Разработка принципиальных схем и элементов конструкций автоматических систем регулирования температуры теплоносителей локомотивных энергетических установок, обмоток тяговых электрических машин, силовых полупроводниковых приборов тяговых статических преобразователей, обмоток тяговых трансформаторов и сглаживающих реакторов тягового подвижного состава; автоматических систем регулирования давления в пневматических сетях тяговых транспортных средств и др., а также с разработкой принципиальных схем электрических передач локомотивов.
  • Обоснование технических решений повышения сцепных качеств локомотивов за счёт введения магнитного поля в контакт «колесо-рельс»
  • Разработка предложений по совершенствованию конструкции механической части тяговых приводов локомотивов
  • Разработка методики диагностирования изоляции обмоток тяговых электродвигателей локомотивов с помощью спектрального анализа тока.
  • Разработка предложений, направленных на улучшение показателей безотказности тяговых электродвигателей электровозов Восточного полигона (контроль температурно-влажностного режима работы тяговых электродвигателей).
  • Автоматизация железнодорожного тягового подвижного состава;
  • Локомотивные системы обеспечения безопасности движения;
  • Информационные системы локомотивного комплекса
Образовательные программы
  • 23.05.03 Подвижной состав железных дорог, по специализациям: "Локомотивы" и "Электрический транспорт железных дорог".
Преподаваемые дисциплины
  • Автоматизированные и микропроцессорные системы управления электроподвижным составом
  • Теория систем автоматического управления
  • Теория тяги поездов
  • Надежность подвижного состава
  • Электрическое оборудование локомотивов
  • Электронные преобразователи для электроподвижного состава
  • Теория и конструкция локомотивов
  • Электрические передачи локомотивов
  • Динамика электроподвижного состава
  • Механическая часть электроподвижного состава
  • Информационные технологии и системы диагностирования при эксплуатации и обслуживании электроподвижного состава
  • Системы менеджмента качества в локомотивном хозяйстве
  • Системы менеджмента качества при эксплуатации и обслуживании электроподвижного состава
  • Информационные технологии и системы диагностирования при эксплуатации и обслуживании автономных локомотивов
  • Локомотивные энергетические установки
  • Тяговые аппараты и электрическое оборудование
  • Тяговые электрические машины
  • Тяговый электропривод и системы управления тепловозов
  • Энергетика автономных локомотивов
История

Кафедра «Тяговый подвижной состав» (до ноября 2009 года «Локомотивы
и локомотивное хозяйство») образовалась в конце 2001 года в результате объединения двух кафедр: "Тепловозы и тепловозное хозяйство" и "Электрическая тяга".

Кафедра "Тепловозы и тепловозное хозяйство"

Кафедра "Тепловозы и тепловозное хозяйство" была организована в 1951 г. одновременно с основанием ВЗИИТа. Первым заведующим кафедрой был к.т.н., доцент Бочаров Николай Филиппович (ректор института). В период с 1953 по 1959 гг. заведующим кафедрой был профессор Струженцов Иван Михайлович. Вместе с ним на кафедру пришли опытные производственники, в том числе генерал-директор тяги 3-го ранга, к.т.н. доцент Иванов Василий Васильевич, с 1963 г. доктор технических наук, профессор. Почетный железнодорожник. Проработал во ВЗИИТе более 30 лет. В 1958 г. пришел на кафедру кандидат технических наук Хуторянский Николай Михайлович, в 2001 г. он получил звание профессора и еще долгое время являлся ведущим преподавателем кафедры. В 1960 г. после ухода И.М. Струженцова на пенсию кафедру возглавил д.т.н., профессор Гурский Павел Антонович — видный ученый-тяговик, крупный специалист в области испытаний локомотивов, автор многочисленных научных работ и учебников по теории тяги поездов и тяговым расчетам. В начале 60-х гг. страна вступила на путь переоснащения железнодорожного транспорта с паровозной на тепловозную и электровозную тягу. Появилась острая потребность в переподготовке кадров паровозной специальности. На кафедру были приглашены опытные преподаватели — д.т.н., профессор Афанасий Арсентьевич Пойда, к.т.н., профессор Владимир Николаевич Богоявленский, к.т.н. Александр Алексеевич Политов, к.т.н., профессор Владимир Владимирович Филиппов, к.т.н., доцент Георгий Михайлович Ежков, к.т.н., доцент, бывший заместитель Министра путей сообщения СССР Петр Григорьевич Муратов, доцент Николай Данилович Сосевич, старший преподаватель Аркадий Семенович Рубанов. В период с 1965 по 1978 гг. на кафедре работал крупный специалист в области автоматизации тягового подвижного состава и электрооборудования локомотивов Николай Михайлович Луков сначала в должности доцента, а в 1974 г. — в должности и.о. заведующего кафедрой. Н.М. Луковым был разработан полный учебно-методический комплекс новой учебной дисциплины «Основы автоматики и автоматизации производственных процессов» (она была введена в учебный процесс в 1965 г.), который более тридцати лет использовался всеми транспортными вузами СССР при обучении студентов по специальности «Локомотивы». Н.М. Луков, д.т.н., профессор, Изобретатель СССР, Почетный железнодорожник, действительный член Российской академии транспорта и Транспортной академии Украины. В 1970 г. во ВЗИИТ на кафедру был приглашен заслуженный деятель науки и техники РСФСР д.т.н., профессор Николай Александрович Фуфрянский. Н.А. Фуфрянский около 40 лет проработал в ЦНИИ МПС (ВНИИЖТе), где занимал должности руководителя Отделения энергетики, затем Отделения тепловозов и локомотивного хозяйства и заместителя директора института. В течение 17 лет Н.А. Фуфрянский представлял СССР в Комитете по транспорту экономической комиссии ООН для стран Азии и Тихого океана. Почетный железнодорожник.
В 1974 г. на должность заведующего кафедрой был избран д.т.н., профессор Алексей Иосифович Володин, один из самых крупных ученых Советского Союза в области двигателей внутреннего сгорания. Он являлся создателем новых современных расчетных методик. Именно под руководством профессора А.И. Володина на кафедре начали использовать ЭВМ в научной и учебной работе, значительно вырос объем проводимых научных работ, особенно по хозрасчетной тематике, а также увеличилось число защищенных сотрудниками кафедры и аспирантами диссертаций. В этот период защитили кандидатские диссертации Бородин Анатолий Петрович (с 1996 г. — профессор), Скалин Александр Викторович (с 2008 г. — профессор), Кононов Владимир Ефимович (с 2008 г. — профессор) и несколько позднее Мелихов Александр Николаевич и Слутин Александр Флавиевич. В 1990 г. кафедру возглавил к.т.н., доцент Шаров Виталий Дмитриевич, который закончил ВЗИИТ и аспирантуру на этой кафедре. После защиты кандидатской диссертации В.Д. Шаров работал начальником Научно-исследовательского сектора, а затем доцентом кафедры и заместителем декана Факультета повышения квалификации. В период с 1997 по 2001 гг. В.Д. Шаров — декан факультета "Транспортные средства", с 2005 г. работал на кафедре в должности профессора. В.Д. Шаров был первым заведующим объединённой кафедры. В 2000-х годах на кафедру пришли опытные преподаватели к.т.н., доцент Ибрагимов Махмут Ахматович, к.т.н., доцент Бухтеев Владимир Федорович, д.т.н., профессор Балабин Валентин Николаевич, д.т.н., профессор Валерий Николаевич Игин. Пришли также молодые специалисты Попов Юрий Викторович, Стрекалов Николай Николаевич, Капустин Михаил Юрьевич. В 2013 г. на кафедру пришёл Самотканов Александр Васильевич, имеющий к тому времени большой опыт преподавательской работы в МИИТе, позднее Корчагин Вадим Олегович, выпускник РГОТУПС (диплом с отличием). Все они защитили кандидатские диссертации на кафедре "Тяговый подвижной состав": Ю.В.Попов — в 2007 г., М.Ю.Капустин и А.В.Самотканов — в 2015 г., В.О. Корчагин — в 2018 г., Н.Н.Стрекалов — в 2020 г.

Кафедра "Электрическая тяга"

Кафедра "Электрическая тяга" была организована в 1955 г. и называлась "Электрические железные дороги и электроподвижной состав", в 1956 г. переименована в кафедру "Электроподвижной состав", а в 1959 г. — в кафедру "Электрическая тяга". Первым заведующим кафедрой был назначен к.т.н., доцент Шляхто Петр Нарцисович, который проработал до 1960 года.
В те годы на кафедре работали доценты Сергей Иванович Осипов, Виктор Васильевич Привалов, Чеслав Сигизмундович Озембловский, Игорь Иванович Николаев, Юрий Дмитриевич Находкин, ст. преподаватель Михаил Дмитриевич Неверов. После П.Н. Шляхто заведующим в течение 20 лет был к.т.н., профессор Виктор Васильевич Привалов. В период с 1980 по 2001 гг. кафедрой заведовал д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный железнодорожник, Почетный член Академии электротехнических наук Российской Федерации Николай Алексеевич Ротанов, крупный специалист в области асинхронного тягового привода, систем управления электроподвижным составом, технической диагностики электрооборудования. Фундаментальные исследования в области асинхронного тягового привода для электроподвижного состава, проведенные под руководством профессора Н.А. Ротанова, легли в основу создания в 1973 г. первого в мире сверхмощного электровоза ВЛ80А-751 с асинхронными тяговыми электродвигателями и частотным управлением.
В 2000-х годах на кафедру пришли опытные преподаватели к.т.н., доцент Сергей Иванович Баташов, к.т.н., доцент Елена Петровна Капустина, к.т.н., доцент Николай Степанович Назаров, д.т.н., профессор Александр Сергеевич Серебряков, д.т.н., профессор Валентин Петрович Смирнов, д.т.н., профессор Виктор Степанович Наговицын. В 2005 г. на должность заведующего объединённой кафедрой был избран д.т.н., профессор Космодамианский Андрей Сергеевич. А.С. Космодамианский пришел на кафедру в 1996 г. Являясь в то время начальником Научно-исследовательского сектора РГОТУПС, он работал в должности доцента, а после защиты в 2002 г. докторской диссертации — в должности профессора. В 2012 г. избран действительным членом Академии электротехнических наук Российской Федерации. С 2014 по 2022 гг. А.С. Космодамианский — председатель Экспертного совета по транспорту Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, с 2022 г. – член Экспертного совета по транспорту ВАК при Минобрнауки РФ, с 2015 г. — член Экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований Российской академии наук (РФФИ РАН), Почётный железнодорожник. С 2009 г. на кафедре работает д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации Юрий Моисеевич Иньков, Почётный член Академии электротехнических наук Российской Федерации, Российской академии транспорта, Международной академии электротехнических наук, Российской инженерной академии, Югославской инженерной академии. Потенциал кафедры заметно укрепился с приходом в 2010-х гг. доктора технических наук, профессора Валерия Багратовича Цкипуришвили, доктора технических наук, профессора Анатолия Тимофеевича Осяева, доктора технических наук, профессора Николая Григорьевича Шабалина. Профессора А.Т. Осяев и Н.Г. Шабалин к тому времени имели огромный производственный опыт работы на руководящих должностях аппарата Министерства путей сообщения СССР, ОАО "РЖД". Профессор А.Т. Осяев, кроме того, долгое время возглавлял научно-исследовательскую лабораторию ВНИИЖТа. Профессор В.Б. Цкипуришвили, крупный специалист в области динамики и прочности конструкций подвижного состава, тоже многие годы работал во ВНИИЖТе. На кафедре всегда уделялось особое внимание вопросу подготовки к изданию учебников и учебных пособий для студентов вузов и учащихся техникумов и колледжей железнодорожного транспорта. Яркий след в истории кафедры в этом направлении деятельности оставили ветераны: Н.А. Ротанов — д.т.н., профессор; С.И. Осипов — к.т.н., профессор; В.А. Рамлов — к.т.н., профессор; А.П. Бородин — к.т.н., профессор; В.Е. Кононов - к.т.н., профессор; В.Д. Шаров - к.т.н., профессор; А.В. Скалин — к.т.н., профессор; А.С.Космодамианский — д.т.н., профессор; А.Т. Осяев — д.т.н., профессор; М.А. Ибрагимов — к.т.н., доцент; В.Ф. Бухтеев — к.т.н., доцент. Изданные ими учебники и учебные пособия можно найти во всех дорожных научно-технических библиотеках и всех библиотеках транспортных вузов России и ближнего зарубежья. В истории кафедры останутся имена кандидатов технических наук, доцентов Бориса Васильевича Гнездилова, Александра Александровича Аваткова и Александра Петровича Куна, доцентов Валерия Григорьевича Майорова и Валентина Михайловича Голубцова. Они многие годы проработали на кафедре и оставили в наследство большое количество учебно-методических разработок, некоторые из которых не утеряли своей актуальности и сегодня. В 2000-х гг. под руководством д.т.н., профессора А.С. Космодамианского были выполнены исследования, связанные с автоматизацией агрегатов и систем, а также разработкой принципиальных схем электрических передач и тягового электропривода локомотивов. По результатам исследований было получено более 50 патентов на изобретение, защищены докторская и несколько кандидатских диссертаций, опубликовано свыше 120 научных трудов, издано семь монографий, заключены хоздоговора на выполнение НИР по заказу Департамента локомотивного хозяйства ОАО "РЖД". В 2014 г. сотрудниками кафедры выполнялась НИР по гранту РФФИ РАН "Перспективные решения по ресурсо- и энергосбережению в системе электрической тяги при повышении мощности электровозов" (руководитель д.т.н., профессор Космодамианский А.С.). Существенную помощь кафедре в подготовке заявок на изобретение, изданию монографий, учебных пособий и научных статей, помощь соискателям в работе над диссертациями, оказывают кандидаты технических наук, доценты Владимир Иванович Воробьёв и Александр Анатольевич Пугачёв, оформленные по кафедре с почасовой оплатой. В.И. Воробьёв — Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. А.А. Пугачёв в 2010 г. защитил на кафедре "Тяговый подвижной состав" кандидатскую диссертацию, а в 2020 г. — докторскую диссертацию. В период с 2017 по 2022 гг. А.А. Пугачёв являлся учёным секретарём Экспертного совета ВАК по транспорту, с 2022 г – член этого Экспертного совета. Существенный вклад в развитие кафедры и её научного потенциала вносит доцент кафедры к.т.н. Михаил Юрьевич Капустин. М.Ю. Капустин — выпускник кафедры, окончивший РГОТУПС с отличием; до прихода на кафедру работал в коллективе, который возглавлял видный учёный, крупный специалист в области железнодорожного транспорта, в прошлом заместитель Министра путей сообщения СССР, доктор технических наук, профессор Борис Данилович Никифоров. Михаил Юрьевич — член Научно-технического совета ОАО "РЖД" — сформировал на кафедре группу, которая вела стратегически важные для железнодорожной отрасли направления. В составе этой группы были — заведующий лабораторией, ассистент кафедры Сергей Валерьевич Малахов, преподаватель Дмитрий Николаевич Шевченко, заведующий лабораторией к.ф.-м.н., доцент Павел Степанович Саркисян.

Коллективом кафедры ведутся научные изыскания в области автоматизации локомотивного комплекса, на базе современных и перспективных цифровых технологий, систем автоматического управления тяговым подвижным составом, информационных систем и локомотивных систем обеспечения безопасности движения поездов, а также разработка нормативных и концептуальных документов для локомотивного комплекса. Разработаны три стандарта и Концепция развития локомотивных устройств безопасности, утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 28.01.2019г. №123/р. Один стандарт уже введён в действие с текущего года, второй находится на заключительной стадии, проект стандарта прошёл успешное голосование в межгосударственном техническом комитете по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт», третий стандарт дорабатывается. В качестве доказательства возможности реализации основных положений Концепции развития локомотивных устройств безопасности и вступившего в действие стандарта ГОСТ Р «Системы и устройства безопасности, управления и диагностики микропроцессорные железнодорожного тягового подвижного состава. Требования к типовой архитектуре, интерфейсам, функциям» на кафедре разработан прототип инновационной единой локомотивной микропроцессорной системы управления, безопасности и диагностики, который был презентован на Международном транспортно-логистическом форуме "PRO//Движение.1520" в г. Щербинке и на Десятом юбилейном международном симпозиуме "ELTRANS 10.0" в г. Санкт-Петербурге.

За последние 10 лет профессорско-преподавательским составом кафедры было получено около 80 патентов на изобретение и полезную модель, издано более 20 монографий.

В 1990-х гг. при кафедре действовали учебные лаборатории: "Тепловозная" с дизель-генераторным стендом и нагрузочным реостатом, "Системы управления. Локомотивная тяга", "Автоматизация ЭПС. Локомотивная тяга", "Электрическая тяга" (г. Н-Новгород), "Техника высоких напряжений и электрические измерения" (г. Н-Новгород), "Системы управления ЭПС" (г. Н-Новгород). Имелась секция грузового тепловоза 2ТЭ116. В настоящее время на кафедре действуют лаборатории "Системы управления транспортными средствами" и "Локомотивная тяга". Лаборатории оснащены современными лабораторными стендами "Основы автоматизации", "Электрические аппараты", "Основы электропривода и преобразовательной техники", "Основы электротехники и микропроцессорной техники", позволяющими проводить лабораторные работы в соответствии с требованиями образовательной программы. Имеется тренажёр машиниста тепловоза 2ТЭ116.